Корреспонденты Читинской газеты "Вечорка" в июле побывали в Кокуе и Сретенске. Предлагаем вашему вниманию две статьи, опубликованных в 28 и 29 выпусках (14-го и 21-го июля соответственно).
"НА МЕЛИ…" (выпуск №28)
Кто ответит за разворованный судостроительный завод?
Здесь заканчивались сухопутные дороги Империи. Здесь начинался водный путь к Тихому океану. Здесь мыли золото, гоняли баржами грузы, строили боевые корабли и кутили напропалую. Паюсная икра чашами, французские вина литрами – все услаждало вкусы загулявших старателей и купцов. По сравнению с Читой Сретенск полторы сотни лет назад был почти столицей.
Вавилонское столпотворение
Мало кто знает, что героиня недавно вышедшего блокбастера «Батальон» Мария Бочкарева в начале XX века промышляла разбоями именно в этих местах. Вместе со своим сожителем Яшей Буковым они для прикрытия завели мясную лавку, а на самом деле, наняв хунхузов, грабили золотодобытчиков. Вообще, история Сретенска не похожа ни на какие истории других городов. Даже наименование населённых пунктов остаются загадками для исследователей топонимики. Например, напротив Кокуя на другом берегу Шилки лежит село с названием Вавилон. Откуда тут, в сибирской глуши, название, перекочевавшее из древней Месопотамии? Наверное, из-за смешения многих языков и наречий. Тут селились вместе русские, эвенки, китайцы, орочоны, армяне, евреи, украинцы.
Нужда заставит…
Однако посмотрим, как живёт Сретенск сейчас. «Тяжким наследием» прошлого осталось отсутствие в городе централизованной канализации. Рельеф местности тут очень сложный – узкая прибрежная жилая зона, а прочие районы разбросаны по склонам сопок. Наверное, потому в Сретенске так популярны мопеды у женщин и мужчин всех возрастов – по такой крутизне много не набегаешь.
Потому и построить систему водоотведения практически нереально – ещё несколько лет назад специалисты оценили строительство таких объектов в 6,5 миллиарда рублей. А пока же сточные воды, увы, попадают в Шилку. И ничего с этим не поделаешь. Даже в лучшей сретенской гостинице «Надежда» туалет расположен во дворе.
Центр Сретенска практически не изменился со времён Гражданской войны. Те же купеческие постройки, на месте кафедрального собора – сквер с памятником Ленину. Бревенчатая двухэтажка музея по причине выходного дня была закрыта, а жаль. Именно в выходные у людей есть время на музей.
На мели
Едят и пьют в свободное время сретенцы в кафе у речного вокзала. О прошлом судоходстве напоминает пара якорей в беседке возле пристани. В этом году единственная «Заря» осталось на суше и лежит у Затона как выбросившийся на берег кит. Причина – резкое обмеление Шилки. Для эксперимента мы сами забрели в воду недалеко от моста, соединяющего Сретенск с остальным Забайкальем. В том месте, где ещё год назад ходил теплоход, глубина сегодня – по колено. Теперь жители дальних сёл, таких как Усть-Карск, Куларки, Шилкинский Завод, могут добраться до райцентра на «Газели». Ходит она пока не регулярно, а как народ соберётся.
В Затоне также покоятся у причала боевые корабли береговой охраны, буксирные катера и катер речной полиции. Все они теперь оказались в плену у засухи – сам Затон превращается в мелководную лужу. Старожилы говорят, что так сильно Шилка не мелела никогда – это первый случай на их памяти. А чего мы хотели? Вот и начинает нам икаться алчная вырубка леса, начавшаяся сразу после развала СССР и продолжающаяся до сих пор.
Балыки и байкеры
Криминал в Сретенске есть. Как рассказали местные молодые люди, причисляющие себя к движению байкеров, уголовниками и приблатненными в Сретенске рулят два брата – Александр и Владимир Балыковы по кличке Балыки. Саша Балык недавно вышел из колонии, Вова – старше и авторитетнее. Движение «АУЕ» тут особо не выражено, по словам молодёжи, на общее несут Балыкам те, кто с ним трётся, кто пошёл по воровской стезе.
– А так у нас тут дураков мало, чтобы свои деньги отдавать неизвестно за что, – рассказали новые знакомые корреспондентов «Вечорки».
Молодёжь Сретенска в основном позитивная, открытая и отзывчивая. И вообще сам город, храня некоторые черты лубочности, очень уютен и спокоен, в отличие, например, от недалеко расположенных Нерчинска или Балея. Даже гостиница всегда хранит прохладу и тишину. На самом деле это бывшие покои купца Андоверова. На втором этаже жила его семья, а внизу располагались торговые ряды. Андоверов был известным промышленником и торговцем. Он неоднократно упоминается, например, на страницах романа Василия Балябина «Забайкальцы».
И гостиница, и оба кафе принадлежат Усть-Карскому потребительскому обществу, которым заправляет Раиса Торгаева. Её сын, авторитетный читинский предприниматель, ушёл из жизни в начале 2000-х годов, не дожив до 35 лет. Он разбился в автокатастрофе под Читой.
Что творится на ССЗ?
С работой в Сретенске, как и везде, проблематично. Но при этом в социальной сфере наблюдаются некоторые движения. Например, строится комфортабельный детсад на 120 человек, правда, прораб, который почему-то постеснялся назвать своё имя, сказал, что к сроку объект, может, и не сдадут – есть проблемы с финансированием, которое осуществляет «Единая служба заказчика». Пока задержки финансовых потоков составили примерно два месяца.
Раздражает сретенцев и отсутствие железнодорожного сообщения.
– Был у нас прицепной вагон, и тот отменили. Сейчас только автобусом можно до Читы добраться. Но это не всем удобно – всё-таки в поезде не так трясёт, да и вагон куда больше людей берёт, чем автобус. Писали мы, жаловались. Да все без толку, – посетовала женщина, работающая в гостинице «Надежда».
А потом случилось то, чего мы совсем не ожидали. Во время работы на улицах города к нам стали подходить люди, прослышавшие о визите корреспондентов в Сретенск. И тут стали выясняться очень интересные вещи. Рядом со Сретенском, в посёлке Кокуй, непонятные дела происходят вокруг Сретенского судостроительного завода. Когда-то это было одно из самых мощных предприятий Забайкалья наряду с Машзаводом и КСК. Пассажирские теплоходы, рыболовецкие сейнеры, буксиры, военные суда – вот что выходило со стапелей ССЗ. Кроме этого там делали мебель, вагончики-бытовки и много чего ещё. Потом, разумеется – банкротство, остановка предприятия и полное отсутствие перспектив.
– Нас там так кинули всех хорошо, – рассказал бывший рабочий ССЗ Михаил, – сперва было открытое акционерное общество. Ну, понятно, что все главные пакеты акций были у начальства. Но и у нас, у работяг, они были. Потом руководство банкротит завод, ликвидирует его, и на месте акционерного общества появляется общество с ограниченной ответственностью с тем же названием, зданиями и людьми. И хозяева все те же, и директор на прежнем месте. Ну и накрылись наши акции. Так то хоть какая-то гарантия была.
– Да какая там гарантия, – перебивает его другой мужик, – там сейчас такое творится на заводе! Видимо, кончить его решили полностью. Ну тогда и Сретенск встанет, и Кокуй тоже. Где работать-то? Вы поезжайте в Кокуй, там вот-вот революция начнётся.
Разумеется, после такого мы не могли не поехать в Кокуй. Вооружённых отрядов на улицах там пока нет, но в посёлке разлито раздражение.
– Мужики, дайте закурить, сил нету, – подошли к нам два человека, – денег не платят на заводе.
– Давно?
– Да с апреля. Ну вот сейчас начали выплачивать, вроде там кто то-то новый пришёл в руководство…
Дальнейшие опросы показали, что на предприятии сейчас начинается война за передел собственности. Расклад сил такой. Есть прежнее руководство завода, которое сейчас представляет собой ООО «ССЗ-Управление». Они смогли заполучить в собственность систему водоснабжения Кокуя, взять в аренду очистные сооружения, котельную, общежитие, магазины и здание заводоуправления. На всём этом «ССЗ-Управление» делает свой гешефт и почивает на лаврах, возможно, надеясь на скорое окончательное банкротство предприятия. Также есть новая управленская команда, которая, по словам части рабочих и служащих, уже получила контракты на поставку продукции, и на счета завода пошли первые поступления, которыми сейчас и расплачиваются с долгами по зарплате.
По данным информированных источников, прежнее руководство завода во главе с Петром Похитоновым, его женой и ещё двумя совладельцами перед уходом во вновь созданное ООО сумели кроме водозабора заполучить неплохое движимое и недвижимое имущество. В частности – автомобили, как легковые, так и грузовые, и спецтехнику, и квартиры. Причём квартиры не только в Чите, но и в Москве и Санкт-Петербурге. Как утверждают эти источники, при банкротстве завода и передаче управления новой команде старое начальство сумело вывести со счетов предприятия сумму, которая, возможно, исчисляется миллионами. На эти деньги и купили бывшие совладельцы ССЗ жильё себе и своей родне, притом не только на территории Забайкальского края. Да и на протяжении многих лет даже коммунальные платежи по своим квартирам платили не, как мы это делаем, из своих небольших доходов, а все из тех же средств завода, хотя те же тарифы сами же и устанавливали. Разумеется, чтобы доказать это, предстоит полномасштабное журналистское расследование, чем мы уже занялись. Первые результаты – в нашем следующем выпуске. Потому что терпеть происходящее сил уже нет.
"БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ..." (выпуск №29)
В посёлке Кокуй сегодня неспокойно. Единственное крупное предприятие Сретенского района – судостроительный завод – повисло над пропастью неопределённости.
Завод, построивший за свою 80-летнюю историю около тысячи речных и морских судов всех типов, оказался заложником как смутного времени, так мутных делишек определённого круга лиц.
14 июля на сайте ИА Чита.ру было опубликовано интервью с экс-директором завода Петром Похитоновым. Название отражало суть беседы – «Спасти завод, аннулировать сделку». Пётр Похитонов сокрушался по поводу введения на предприятии внешнего управления и обвинял предполагаемых инвесторов в желании пустить завод с молотка, распродав все, что там осталось. При этом герой материала между строк давал понять: а вот при нас всё было бы чинно-благородно – и романтизм, и закуска! Так ли это, господин Похитонов?
Начнём с некоторых нюансов, связанных с историей банкротства. В результате той процедуры открытое акционерное общество «Сретенский судостроительный завод» прекратило существование, а на его руинах возникло некое ООО «ССЗ – Управление», которое учредило опять же ООО «Сретенский судостроительный завод». В результате права собственности лишились практически все миноритарные акционеры – те самые рабочие завода, имевшие на руках по нескольку акций.
Однако акции оказались лишь лёгкой артподготовкой перед куда более значительными боями за будущее место под солнцем. В результате изменения статуса собственника кроме ООО «ССЗ – Управление» на свет появилось ещё и ООО «Тепловодоканал». Наверное, не надо говорить, что образование этих фирм состоялось не без участия Петра Похитонова. Теперь он и его команда развернули широкомасштабные действия.
Что представляет собой такое предприятие, как ССЗ, в масштабе района, кроме как источник налоговых поступлений (в идеале) и рабочих мест? Правильно – с советских времён такой завод остаётся поставщиком коммунальных услуг. А это сегодня тема очень сладкая. Поэтому бывшее руководство приватизировало Кокуйский водозабор, и теперь жители посёлка платят за холодную воду Похитонову и К°.
А кроме воды, которая, грубо говоря, стала собственностью, ООО «ССЗ – Управление» быстренько сообразило арендовать Кокуйские теплосети, котельную и очистные сооружения. И теперь вся коммунальная сфера оказалась в руках бывшего директора предприятия. А плюс к этому – общежитие, где проживает приличное количество человек, пара магазинов и само здание заводоуправления. При этом вся прибыль идёт в карманы владельцев ООО «ССЗ – Управление», о чём господин Похитонов скромно умолчал в интервью Чита.ру. А мог хотя бы для саморекламы сказать: да, мы нашли источники дохода, и эти доходы готовы пустить на развитие предприятия. Однако промолчал.
Потому, что как и эти доходы, и все, что плохо лежало, а вернее, числилось на балансе ССЗ, плавно и незаметно перекочевало в список личного имущества бывшего руководства.
В настоящее время на предприятии продолжаются финансовые проверки, но из того, что уже удалось найти независимым аудиторам, напрашивается вывод – возбуждение уголовного дела по нескольким статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за экономические преступления. В апреле следственные органы отказались возбуждать дело, сейчас прокуратура продолжает разбираться с ситуацией.
Так вот, вернёмся к имуществу ССЗ. Из реестра путём различных операций были выведены автомобили – и не одна штука. Сейчас проверкой устанавливается, какой именно транспорт навсегда покинул ту заводскую проходную. Но и это ещё мелочи. Проверка установила, что бывшее руководство завода сумело приватизировать квартиры, которые раньше ССЗ покупал для своих нужд. И эти квартиры находятся не в Кокуе, а в Чите, Москве и Санкт-Петербурге. Информированный источник, близкий к руководству завода, подтвердил наличие у Похитонова квартиры в Санкт-Петербурге. В настоящее время туда направлен запрос для уточнения адреса и истории этой недвижимости.
– Сам завод – предприятие оборонное. Потому эти ребята побоялись воровать с территории, – поделился соображениями человек, причастный к ССЗ, – но вот что было на этой стороне забора, они все подмели!
Для полного счастья не хватало денег. Как вы думаете, сколько рублей можно выкачать с предприятия- банкрота? Сто рублей? Семь тысяч? Восемнадцать копеек?
Совсем нет. Ни много ни мало, а ПЯТЬДЕСЯТ МИЛЛИОНОВ, возможно, было выведено со счетов завода прежним руководством, и сейчас этих денег, скорее всего, не найти.
Не будем утомлять читателя бухгалтерскими подробностями и детальным описанием методов работы финансовой разведки. Скажем лишь, что по информации, переданной редакции соответствующими структурами, владельцы ООО «ССЗ – Управление» просто забирали себе деньги за выполненные заказы, аккумулируя их на левых счетах. А отчитывались они затем перед проверяющими и перед внешним управлением филькиными грамотами – некими отчётами, которые составляли они сами – без приложения документов строгой финансовой отчётности. На деле это выглядело так: «Господа, вот тут нам пришли деньги, и мы за вас заплатили по таким-то счетам». Далее демонстрируется некий протокол решения – та самая филькина грамота.
В процессе этого распила участвовала ещё одна фирма, к которой имеет отношение Похитонов и его соратники. Это ООО «Восточная верфь». Оно, как и ООО «ССЗ – Управление» выступало посредником при расчётах завода с покупателями. В заключении независимой финансовой экспертизы приводятся такие выводы: «Акты зачётов содержат информацию, не подтверждённую документально и не соответствующую информации о зачётах в бухгалтерском учёте Сретенского судостроительного завода».
Таким образом, аудиторы не смогли найти 26 миллионов рублей за поставленную заводом продукцию. Эти деньги до заводской кассы не дошли, а осели как раз на счетах «ССЗ – Управление» и «Восточной верфи». А ещё эти обе фирмы не смогли доказать, что потратили 33 миллиона рублей на расчёты с поставщиками материалов и комплектующих.
– Мы предполагаем, что готовится вывод имущества с предприятия. Вероятно, так все и было задумано с самого начала, то есть типичная мошенническая комбинация, никаких намерений заниматься производством, вкладывать средства в развитие завода у этих господ не было, – заявил в интервью Чита.ру экс-директор ССЗ Пётр Похитонов. Однако в свете вышеизложенного его обвинения звучат не то что неубедительно, а просто смешно. Возможно, он рассказал о своих планах?
Что ожидает жителей Сретенского района? Кто же должен ответить за разворованное предприятие? Не станет ли Кокуй очередным Жирекеном? И почему инвесторы опасаются приходить в Забайкалье? На эти вопросы мы ответим в нашем следующем материале о ССЗ.
Источник: gazetavechorka.ru
>>> Еще новости >>> Валюта для любимых онлайн игр бесплатно
|